Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.
В период со 2 по 30 ноября в нашем детском саду состоялся смотр-конкурс "Организация развивающей речевой среды в группах", в котором приняли участие воспитатели всех возрастных групп. Целью проведения Конкурса являлось создание оптимальных условий для повышения эффективности и качества образовательного процесса по речевому развитию дошкольников в МДОУ.
Среди главных задач Конкурса:
-
стимулирование творческой и профессиональной активности педагогических работников ДОУ по созданию, обновлению, обогащению развивающей речевой предметно-пространственной среды;
-
выявление и распространение лучшего опыта по созданию условий развития речи детей, а также творческих способностей воспитателей, проявление инициативы и фантазии в оформлении интерьера группы;
-
стимулирование инициативы поиска, профессионального роста воспитателей;
-
оснащение материально-технической базы групп.
Конкурс проходил в 2 этапа. На первом этапе (с 9 ноября – 28 ноября 2017 года) воспитателями оформлялись и оснащались центры речевого развития в группах. На втором этапе (с 29 по 30 ноября 2017 года) конкурсной комиссией изучалось содержание речевых центров групп.Каждая группа представила конкурсной комиссии презентацию своего речевого центра. 30 ноября состоялось подведение итогов Конкурса в следующих номинациях:
-
"Лучшая организация развивающей речевой среды в группах для детей младшего дошкольный возраста";
-
"Лучшая организация развивающей речевой среды в группах для детей старшего дошкольный возраста".
Требования и критерии оценки.
1. Соответствие требованиям Образовательной программы МДОУ "Детский сад №4 "Солнышко" городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области", ФГОС ДО.
2. Разнообразие методического материала по всем направлениям образовательной области "Речевое развитие":
-
воспитание звуковой культуры речи (пособия и игры для формирования правильного речевого дыхания, фонематического восприятия и слуха, правильного звукопроизношения);
-
развитие словаря (наборы картинок по лексическим темам, лото, контурные картинки, дидактические игры для уточнения, обогащения и активизации словарного запаса);
-
формирование грамматического строя речи (наборы карточек на сравнение, игры для совершенствования грамматического строя речи);
-
развитие связной речи: диалогической и монологической (сюжетные картинки, серии картинок, дидактические игры на развитие связной речи);
-
подготовка к обучению грамоте(игры для совершенствования навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений);
-
воспитание любви и интереса к художественному слову (тематическая выставка, литературные произведения, разнообразные по жанру, тематике и содержанию, портреты писателей и поэтов, иллюстрации произведений, аудиозапись произведений, атрибуты для сюжетно-ролевой игры "Библиотека").
3. Наличие картотек дидактических игр, дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики.
4. Методическая копилка (конспекты НОД, праздников и развлечений).
5. Подбор литературного материала: речёвки, потешки, загадки, песенки, скороговорки и др.
6.Наличие материала для работы с родителями.
7. Эстетичность оформления.
8. Соответствие санитарно – гигиеническим требованиям и технике безопасности.
9. Рациональность расположения, доступность, подвижность.
10.Умение презентовать организацию развивающей речевой средыв группе.
11.Привлечение родителей к организации развивающей предметно-пространственной среды группы.